Готовность ребёнка к школе

Готовность ребёнка к школе

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. Давайте разберем, что же входит в понятие «готовность» и, как вы можете помочь своему ребенку подготовиться к школе. Готовность – это определенный комплекс показателей, который складывается у детей к концу дошкольного возраста. Рассмотрим параметры готовности к школьному обучению.

Личностная готовность включает в себя общее физическое развитие, состояние здоровья и мотивационная готовность. Здесь важны особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства: травмы, длительные заболевания, темпы развития, физические недостатки. Поэтому родителям рекомендуется не просто пройти справку, что ребенок здоров, а выявить, нет ли проблем со зрением, слухом, нет ли аллергии с той целью, чтобы вовремя начать лечение и предотвратить тем самым возникновение проблем в обучении. Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Во время начатые занятия помогут исправить ребенку дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма на слух. В мотивационной готовности важно желание ребенка учиться, учебная мотивация. Необходимо рассказать ребенку для чего все дети ходят в школу, чему могут научиться и какая в этом польза для вашего малыша.

Социальная готовность включает в себя умение общаться со взрослыми и со сверстниками, умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей, умение адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, умение подчиняться требованиям старших, а так жеорганизованность поведения. Надо ли объяснять, как трудно приходится детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.

Эмоционально-волевая готовность – умение ребенка ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, произвольность психических процессов. Это очень важный компонент, который часто недооценивают родители, он определяет усидчивость ребенка, уровень его внимательности, возможность выдерживать школьный режим.

Упражнение:

  • собери игрушки, покорми рыбок, принеси книгу, надень кофту;
  • графический диктант.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций включат такие качества, как:

  • фонематический слух;
  • мелкие мышцы руки (умение владеть карандашом, ножницами, упражнения: заштрихуй фигуру, раскрути спираль, нарисуй волны);
  • пространственная ориентация (ловкость – неуклюжесть);
  • координация движений;
  • координация в системе глаз-рука (копирование бессмысленных слогов);
  • объем зрительного восприятия (определение количества объектов в картинках-нелепицах или в картинках со множеством контуров).

Развитие познавательной сферы включает в себя:

  • развитие кругозора;
  • речи (загадки, сказки, рассказы и беседы по ним, объяснение детьми значения некоторых слов);
  • познавательной активности, самостоятельности, (насколько быстро включается в работу, как часто отвлекается, может ли преодолевать трудности);
  • памяти;
  • сформированности операций мышления (анализа, сравнения, установления закономерностей, обобщения);
  • произвольности деятельности (методика «Домик»);
  • контроля деятельности, темп деятельности.

Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребенка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития.

Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием подготовки будущего первоклассника.

Важнейшая роль в воспитании детей принадлежит в первую очередь родителям.

Рекомендации:

  1. Учите детей выделять предложения, слова из потока речи;
  2. Выполняйте звуковой анализ слова: выделяйте звуки в слове, определяйте место звука в слове;
  3. Учите слушать слово и произносить его по звукам. Важно фонематическое (орфоэпическое) произношение;
  4. Учите выделять признаки предметов (цвет, форма, размер);
  5. Сравнивайте и классифицируйте по различным признакам;
  6. Тренируйте навыки пространственных, временных, порядковых отношений;
  7. Считайте;
  8. Приобретите линейку, циркуль, калькулятор. Покажите ребенку, как пользуются этими предметами. Дайте ребенку возможность потренироваться в работе с этими инструментами, т.к. 1-й класс начинают с работы именно с этими предметами при построении отрезков, через которые дети учатся складывать, вычитать, решать задачи.