Начальное образование в Германии

Начальные школы в Германии (Grundschule) представляют собой организационно и административно независимые учреждения. Школьное дело в целом, в соответствии с Конституцией ФРГ, находится под контролем государства. Фактически же в каждой из 16 земель ФРГ действует свой собственный закон об образовании, и, как утверждают журналисты, здесь царит «федеральный хаос». Специалисты отмечают, что различия в школьной политике земель состоят в большей степени в содержании и в методиках преподавания, чем в структуре образования.

Так, во всех землях обучение детей начинается с посещения начальной школы, однако методики и содержание преподавания отличаются разнообразием: например, один из основных предметов «Природоведение» в разных землях может быть кратким или более пространным; предмет «Музыка» особенно развит в Баварии; предмет «Религия» может быть дан в форме «Еvangelisch» или «Кatholisch» или и то и другое в зависимости от земли. Обучение в начальной школе длится 4 года (в Берлине – 6 лет). При не которых различиях система школьного образования в Германии имеет черты, присущие всем землям.

Основными принципами являются: законодательно установленная обязательность образования и общий план школьного образования. В школах Германии в соответствии с государственными законами обучение начинается с 6-летнего возраста и является обязательным для всех детей. В начале января – в феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого определяется готовность ребенка к школе.

Подготовленность будущего ученика выявляют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи. Критерий готовности к школе – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими детьми выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца. С точки зрения немецких педагогов, незнание алфавита в 6-летнем возрасте – не беда, на то и школа, чтобы этому научить, а вот если ребенок отправится в класс, не будучи психологически готовым к школьной жизни, он вполне может стать тем самым «трудным» учеником, с которым годами мучаются родители и педагоги.

У ребенка также проверяют слух, зрение, координацию движений, предлагают простейшие задания для проверки логического мышления (например, отобрать предметы одного цвета или формы, дорисовать картинку и др.). Особое внимание обращается на умение малыша внимательно выслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставленной задачи. Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте, если ему требуется всё повторять несколько раз или он с трудом идет на контакт с новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год в детском саду либо в специальной группе подготовки к школе.

Такую рекомендацию получает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило, воспринимают ее конструктивно. Дети, которым исполняется 6 лет до 31 декабря текущего года, могут быть записаны в школу по заявлению родителей как способные учиться (KannKinder). Начальной школе предшествует дошкольная ступень (Elementarbe reich). Она начинается с 3-х лет и заканчивается с поступлением ребенка в школу, чаще всего при достижении 6-ти полных лет. Точная граница перехода может быть и ниже и выше этого возраста.

При некоторых начальных школах существуют подготовительные классы (Vorklassen) для пятилеток. С другой стороны, для детей школьнообязанного возраста, которые еще не способны к обучению в начальной школе, введены школьные детские са ды. Они относятся к дошкольной ступени; их устраивают при начальных и специальных школах для детей 6-ти лет и старше, которых готовят к переходу в начальную школу.

Таким образом, возможно продление времени пребывания в дошкольной ступени до достижения полного соответствия уровню обучения в начальной школе. Подготовка к начальной школе несколько отличается от нашего привычного понимания. Вот как описывают подготовку к школе наши соотечественники за рубежом: «Если нам скажут, что будущих первоклассников весь их последний детсадовский год усиленно готовят к школе, мы очень удивимся. Ведь никаких целенаправленных занятий по развитию интеллекта в садике не предусмотрено. Воспитателей, кажется, нимало не заботит, что их питомцы отправятся в школу, не зная букв и простейших арифметических действий.

Воспитатели играют с детьми в отнюдь не бессмысленные, как нам кажется, а в разработанные специалистами игры, чтобы у ребят развились нужные в школе качества (или выявилось их тревожное отсутствие). Потому и ходит по детским садам района будущий преподаватель первоклассников, чтобы заранее познакомиться со своими учениками, узнать мнение о них воспитателей и совместно вынести ответственное решение, от которого зависит успешный школьный старт ребенка: готов ли он к школе?

Иногда ошибки всё-таки происходят, и некоторые дети, проучившись пару месяцев, отправляются обратно в детский сад или в подготовительный класс» (Vorschule). Количество учеников в классе колеблется от 16 до 32. В начальной школе дети должны получить основу для дальнейшей учебы. Педагоги обязаны учитывать различную скорость, с которой дети осваивают учебную программу, и их жизненную ситуацию. В начальной школе дети учатся читать, писать и считать.

Кроме того, учителя знакомят их на специальных занятиях (Sachkunde) с основами предметов, которые они будут изучать в будущем – социальные науки, история, география, биология, физика, химия. На уроках музыки, художественного воспитания, труда и рукоделия школьники могут испытать свои творческие способности. В учебную программу начальной школы также входит физкультура. Программа обучения в начальной школе дополняется экскурсиями в музеи или зоопарки. С отстающими детьми проводят дополнительные занятия. Следует отметить, что учитель не обязан преподавать дисциплины по строго определенному часовому графику – он может переходить от одной темы к другой, если чувствует, что дети устали.

В течение первых лет учебы количество уроков составляет около 20 часов, в дальнейшем около 30 часов в неделю. С детьми работает классный руководитель, который ведет все занятия. Считается, что, если ученики настраиваются только на одного человека, это способствует их вживанию в школу. Классный руководитель, таким образом, является не только учителем, но и воспитателем. С 3-го класса начинаются занятия с другими учителями, которые готовят детей к переходу в другую школу. В 1-м и во 2-м классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет официальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учебе.

С 3-го класса успеваемость оценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки – 1 и 2 – «очень хорошо» и «хорошо», далее – 3 «удовлетворительно», 4 – «достаточно»; оценки «5» и «6» считаются неудовлетворительными. Табели с оценками выдаются ученикам в январе и перед летними каникулами. Учащиеся, не успевающие по одному или нескольким предметам, могут быть в течение года переведены в младший класс; ежегодно таких учеников бывает 1–3 на класс.

Школу, в том числе и начальную, часто критикуют. В немецкой печати то и дело появляются статьи о весьма огорчительных (хотя и улучшившихся за последние 6 лет) результатах тестов PISA, о нехватке учителей, о скверном состоянии школьных зданий, о моббинге среди учеников. В настоящее время эксперты начального образования много спорят и о том, каким образом можно научить детей разумному обращению с медиасредствами. Многие педагоги озабочены тем, что малыши проводят много времени перед телевизором или за компьютерными играми. В некоторых федеральных землях медиавоспитание уже превратилось в составную часть занятий.

Следует отметить, что особенностью начальной школы в Германии является медиавоспитание, которое только вводится в нашу начальную школу в связи с повсеместной компьютеризацией. Иностранные языки, которые раньше преподавались только в школах более высоких разрядов, ныне в возрастающей мере предлагаются в начальной. Задачи преподавания в начальной школе: переход от игровых форм к школьной форме обучения и создание солидной основы для дальнейшего образования.

Первая цель достигается особой содержательной и методической организацией двух первых лет в школе. Уроки математики, немецкого языка, природоведения, музыки, движения и эстетического воспитания представлены блоком, занимающим 17 часов в неделю.

Преподавание основ знаний поставлено так, что позволяет учителю самостоятельно устанавливать требования к ученикам, организовывать и проводить дифференцированное развитие понимания и речи, наблюдательности. В 3–4-м классе переходят к оценочным занятиям (выставлению оценок). Дважды в год ученик получает табель успеваемости (Zeugnis) с оценками от 1 до 6. Необходимым условием занятий является постоянное повторение и углубленное понимание упражнений.

С 3-го класса переходят к письменным работам, которые оцениваются отметками. Свободное место в школьном учебном плане способствует углубленным наблюдениям, встречам, беседам и организации особых мероприятий – праздников, каникул. В 3-м классе родителей информируют о возможностях выбора школы для продолжения обучения их ребенка.

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии (для самых успешных учащихся с оценками от 1 до 3), образовательной или единой школе (Gesamtschule), реальной школе (Realschule), основной школе (Haupt schule).

После начальной школы на каждого ученика составляется характеристика. Конечно, отметки ученика и желание родителей принимаются во внимание. Рекомендация учителей начальной школы очень важна: в ней учитываются не только успеваемость ребенка, но и его психологическая характеристика, желание учиться, стремление получить хорошее образование, что часто имеет решающее значение при приеме его в старшую школу. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.

Содержанием и результатом педагогического процесса в германской начальной школе являются человековедческая направленность и научность образования; региональный и краеведческий компонент в содержании образования. Основные задачи начальной школы: введение ребенка из сферы игры в учебу; приобщение к учебной деятельности; содействие его естественному росту с помощью развития физических, интеллектуальных и духовных сил; вооружение его необходимыми знаниями и навыками; развитие критического мышления и творческих способностей; формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; воспитание самостоятельности; воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы других граждан и обладающих высокой нравственностью.

В результате педагогического процесса воспитывается человек с разносторонним кругозором; научным мировоззрением на природу, общество, человека; сознанием своей личной ответственности за все происходящее в окружающем его мире, критическим мышлением; способностью к самостоятельности. Одна из важных задач учителя начальной школы, как уже подчеркивалось, состоит в том, чтобы помочь родителям и ученику решить вопрос, в какую школу поступить.

С правовой точки зрения школы средней ступени образования делятся на обязательные и школы, выбор которых определяется желанием учащегося и его семьи. Обязательные школы (Pflichtschulen) – определяемые в законодательстве земли разделами об обязательном образовании. Курс обучения в основной школе входит в объем обязательного обучения. Школами по выбору (Wahlschulen) являются школы, посещение которых производится по желанию, например реальные школы, гимназии.

Посещение этих школ означает выполнение закона об обязательности образования. Переход от начальной школы к школам средней ступени происходит по правилам, различным для разных земель. В частности, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Саксонии и Тюрингии возможность поступления в гимназию определяется оценками, полученными при окончании 4-го класса. В остальных землях выбор типа школы средней ступени предоставляется родителям.

Раннее – всего после четырех лет обучения – распределение выпускников начальной школы между основной, реальной школой и гимназией давно служит объектом критики. Поэтому в ряде земель установлена промежуточная ступень для ориентировки (5-й и 6-й классы). В течение этих двух школьных лет учителя наблюдают, отвечают ли дети предъявляемым требованиям. Корректировка отнесения школьников к определенному виду школ производится, в первую очередь, по итогам выполнения школьного плана.

В это время желательна совместная работа родителей и учителей, чтобы путем двустороннего обмена информацией можно было правильно интерпретировать школьные отметки. Многие проблемы при этом могут быть решены быстро и небюрократически. С этой же целью уточнения выбора пути образования созданы «комбинированные школы» (Gesamtschulen), которые появились как экспериментальные и характеризуются объединением внутри одного учебного заведения (в рамках первой ступени среднего образования) основной школы, реальной школы и гимназии.