Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учащимися начальных классов
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.
Для того чтобы в начальной школе ребёнок успешно учился, нужно обращать внимание на условия, в которых он работает дома. У родителей всегда возникает много вопросов, по этому поводу. Поэтому мы приготовили краткие рекомендации для родителей начальных классов.
- Ребёнок должен иметь постоянное рабочее место, которое его настраивает на рабочий лад. Лучше обеспечить отдельное место, если нет такой возможности, то выделить постоянное место за общим столом.
- Важно приучить ребёнка правильно организовывать рабочее место. На столе не должно быть лишних вещей.
- Освещённость рабочего места очень важна. Стол стоит рядом с окном или вблизи от него так, чтобы свет падал слева. При пользовании настольной лампой надо помнить, что мощность электрической лампочки не менее 75 Вт. При этом обязательно и общее освещение.
- Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга удалена от глаз на 30 см. Контроль легко осуществить: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Это очень важно для детей со сниженным зрением.
- Комната должна быть проветрена, отключена вся звукоизлучающая техника.
- Желательно готовить домашние задания во второй половине дня с 16 часов, так как у большинства детей и взрослых подъём работоспособности с этого времени. Кроме того, важно сбросить усталость, пообедать, погулять, даже поспать.
- Продолжительность приготовления уроков:
1 класс – 45 – 60 мин со второго полугодия;
2 класс – 1 – 1.5 часа;
3 класс – 1,5 – 2 часа;
4 класс – 1,5 – 2 часа.
Не в меру продолжительные занятия отражаются как на общем развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается успеваемость. - Порядок выполнения домашнего задания:
– Если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго (5 – 10 минут), то лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий ; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»;
– Письменные задания необходимо чередовать с устными;
– Обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40 – 45 минут делать 10 – 15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения (лучше под музыку), что позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу.
– Нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Это важно, чтобы без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы. Линия плеч параллельна краю стола. Предплечья располагаются на столе, поясница опирается на спинку стула, ноги – на пол или подставку. Проверить просто. Поставить ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см, а высота сиденья стула – на уровне коленного сустава. Правильная и удобная посадка может быть в том случае, если стул заходит на 4 – 5 см за край стола. Не использовать табуреты, там нет опоры для спины. Продолжительное сохранение неправильной позы влечёт за собой искривления позвоночника, ослабление зрения.
Советы родителям
- Напоминать ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят;
- Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения;
- Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать;
- Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник;
- Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время;
- Помогать ребенку делать домашнее задание – это значит, проверять то, что ребенок сделал. Если есть ошибки, то предложите ребёнку найти их, если не может самостоятельно найти ошибку, то укажите на неё, но не исправляйте за ребёнка;
- Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы;
- Показывать пример организованности и собранности;
- Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться;
- Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение;
- Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные;
- Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать;
- Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность;
- Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент;
- Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы;
- Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде;
- Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения;
- Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми;
- Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки;
- Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»;
- Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.